-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Вытегорский район.Саминский погост

Четверг, 08 Мая 2008 г. 03:02 + в цитатник
Nataiv все записи автора

 (699x547, 144Kb)
Саминский погост.

Памятники бывш. Вытегорского у. Олонецкой губ. исследователи относят к прионежской школе. Здесь также возводились шатровые храмы (Саминский погост, 1692–1702, в аварийном состоянии), наибольшую известность получили центричные ярусные многоглавые храмы (не сохр.). Первоначально, вероятно, 25-главая Покровская церковь в с. Анхимово (Вытегорский погост, 1708, сгорела в 1963) типологически была близка храму Кижского погоста. Многоглавие придавало силуэту церкви барочную декоративность. В основе лежал восьмерик с 4 прирубами, которые создавали в плане равноконечный крест. Сев. и юж. прирубы, приделы, имели 5-угольные пристройки, алтари; к зап. части примыкала трапезная со своеобразным планом в виде неправильной трапеции. Над основным объемом возвышался еще один восьмерик, перекрытый крещатой бочкой. Центральная глава венчала верхнюю крещатую бочку, что являлось характерной чертой региональной архитектуры и повторилось в 3 более поздних церквях, которые также имели завершение в виде крещатых бочек: Богоявленская в с. Палтога (1733) – четверик на четверике, Успенская в с. Девятины (1770, сгорела в нач. 80-х гг. XX в.) – восьмерик на четверике, Никольская церковь Оштинского погоста (1791), ее 9-главый объем был образован 2-я четвериками и 2-я восьмериками, линии бочек подчеркнуто геометричны. В последующий период деревянное зодчество воспроизводило формы каменной архитектуры (перспективный портал в церкви Св. Троицы в с. Шебеньга, 1769, не сохр.; перекрытие верхнего восьмерика подобием купола с небольшой главой на восьмерике и оформление 2 верхних восьмериков аркадами в церкви Рождества Богородицы в с. Поповка-Каликино, 1783, в аварийном состоянии).

Памятники церковного искусства Вологодской епархии. Архитектура I. Памятники деревянного зодчества Вологодской епархии. сохранились с большими утратами. Предание сообщает о существовании уже в XII в. деревянной церкви на Ленивой площадке, древнем центре будущей Вологды, а также деревянного Троицкого монастыря прп. Герасима на Кайсаровом ручье. Древнейшие сохранившиеся деревянные церкви – Ризположенская из с. Бородава (1485–1486, с 1958 – на территории КБМЗ) и Успенская из Александро-Куштского монастыря близ Кубенского оз. (1-я четв. XVI в.(?), в 1969 перевезена на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря). Ризположенская церковь принадлежит к наиболее архаичному клетскому типу, перекрыта высокой 2-скатной кровлей, в центр конька врезана глава. С запада к основному объему примыкает большая трапезная, с востока – невысокий алтарный прируб, завершенный бочкой, открытая галерея-паперть с крыльцом обходит трапезную с юга и запада. Несмотря на простоту архитектурных форм, памятник отличается изысканностью пропорций. Успенская церковь, возможно, старейший из сохранившихся шатровых деревянных храмов. Ее основа – высокий крестчатый сруб, над средокрестием которого расположен мощный восьмерик, увенчанный шатром и небольшой главкой. Равносторонние боковые ветви креста «слиты» с центральным столпом; высокие, завершенные кровлями-бочками, они служат основой конструкции, поддерживающей восьмерик с шатром. Большинство деревянных церквей и часовен XVII–XVIII вв. в Вологодской епархии утрачены. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645–1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синоезерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском уезде и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время – территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы которых часто подобны клетским церквам: Владимирская церковь в Белой Слуде (1642, Белослудскй погост, сгорела в 1962), Георгиевская церковь в Вершине на В. Тойме (1672, ныне в музее «Малые Корелы»), Преображенская церковь на Кокшеньге (1683, не сохранилась), церковь Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская цер Поче (Почский или Потцкий погост, 1700, обрушена), Константино-Еленинская церковь в Заборье (1750, не сохр.), Шевдинском городоке (1625, нач. XVIII в.), В. Уфтюге (нач. XVIII в.), Рождественская церковь в Бестужеве на р. Устье (1763, утрачена после 1978), Димитриевская церковь В. Уфтюге (1784; 8-гранный шатер на низком восьмерике составляет больше половины высоты здания храма), Петропавловская церковь в Пучуге (1788, не сохр.), Успенская церковь в Н. Уфтюге (не сохр.). Уникальной композицией с пирамидальным шатром обладала Никольская церковь из с. Новинки, перенесенная в 1987 г. в с. Дмитриевское близ Устюжны (1700 или 1717, сгорела в 1996). Классический образец наиболее распространенного типа 8-гранной рубленой колокольни, завершенной низким шатром (1658), представлен в с. Цывозеро. Переходный тип от клетских к ярусным храмам являли утраченные церкви округи Красноборска (совр. Архангельская епархия), которые завершались невысокими четвериками с бочкой и главкой: Успенская церковь в Черевково (1661), Никольская церковь в Кулиге Дракованой (1719, 1748; сохранившаяся шатровая колокольня – в музее «Малые Корелы»), Георгиевская, церковь в Среднепогостском на В. Тойме (1685). В архитектуре Георгиевской церкви с. Пермогорье (1664–1665), необычное сочетаются крещатый, увенчанный бочками, верх и трехглавие. Единственная сохранившаяся в Белозерске Деревянная одноглавая столпообразная Ильинская церковь (1690–1696) – самая ранняя из построек ярусного («ступенчатого») типа. Ее объем включает поставленные друг на друга 2 четверика (вместо восьмерика на четверике) и восьмерик, увенчанный большой луковичной главой на удлиненной шее. Иконостас кон. XVII в. (141 икона) был вывезен в КБМЗ в 1954 г. Наиболее распространен был тип четверика, несущего 2 яруса восьмериков: Афанасьевская церковь в Белой Слуде (1753), Никольская церковь в Подмонастырском (1758), Преображенская церковь в Спасском (1759), Богоявленская церковь в Николо-Моденском монастыре (1770), в В. Кокшеньге (1798), церковь Рождества Богородицы в Корнево (1793; 3 восьмерика на четверике) – все не сохранились, льинская церковь в с. Цыпино Кирилловского р-на близ Ферапонтова (1755; утратила 4 верхних восьмерика, нижний ярус законсервирован). К тому же времени относится Успенская церковь в с. Нелазском под Череповцом (1694), крестообразная в плане, увенчана крещатой бочкой. Памятники бывш. Вытегорского у. Олонецкой губ. исследователи относят к прионежской школе. Здесь также возводились шатровые храмы (Саминский погост, 1692–1702, в аварийном состоянии), наибольшую известность получили центричные ярусные многоглавые храмы (не сохр.). Первоначально, вероятно, 25-главая Покровская церковь в с. Анхимово (Вытегорский погост, 1708, сгорела в 1963) типологически была близка храму Кижского погоста. Многоглавие придавало силуэту церкви барочную декоративность. В основе лежал восьмерик с 4 прирубами, которые создавали в плане равноконечный крест. Сев. и юж. прирубы, приделы, имели 5-угольные пристройки, алтари; к зап. части примыкала трапезная со своеобразным планом в виде неправильной трапеции. Над основным объемом возвышался еще один восьмерик, перекрытый крещатой бочкой. Центральная глава венчала верхнюю крещатую бочку, что являлось характерной чертой региональной архитектуры и повторилось в 3 более поздних церквях, которые также имели завершение в виде крещатых бочек: Богоявленская в с. Палтога (1733) – четверик на четверике, Успенская в с. Девятины (1770, сгорела в нач. 80-х гг. XX в.) – восьмерик на четверике, Никольская церковь Оштинского погоста (1791), ее 9-главый объем был образован 2-я четвериками и 2-я восьмериками, линии бочек подчеркнуто геометричны. В последующий период деревянное зодчество воспроизводило формы каменной архитектуры (перспективный портал в церкви Св. Троицы в с. Шебеньга, 1769, не сохр.; перекрытие верхнего восьмерика подобием купола с небольшой главой на восьмерике и оформление 2 верхних восьмериков аркадами в церкви Рождества Богородицы в с. Поповка-Каликино, 1783, в аварийном состоянии). II. Начало каменного строительства (XV–XVI вв.). Большая часть совр. Вологодской епархии (кроме Вытегорской округи) относилась к территории ростовского и московского освоения, начиная с XII–XIV вв., поэтому на древнее каменное зодчество повлияли соответствующие архитектурные школы и в меньшей степени новгородская (участие тверских мастеров спорно). Каменное строительство Северной Фиваиды началось с монастырских соборных храмов с повышенными подпружными арками в Белозерье, «самом северном регионе в ареале ростовской школы» (Баталов. С. 152). Братом вел. кн. Иоанна III, кн. Андреем Меньшим, был сооружен первый монументальный храм – Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря (1481, не сохр.), 4-столпный, воспроизводивший характерный для среднерус. княжеств тип, восходивший к владимиро-суздальской традиции – близкий к кубическому объем, поставленный на подклет, с 3 алтарными апсидами и одной главой. Собор Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (1490), построенный на месте прежней деревянной церкви,– древнейшее сохранившееся каменное сооружение Белозерья. Каменное строительство в обители начал игум. Иоасаф (Оболенский), впоследствии еп. Ростовский, ученик прп. Мартиниана. Предполагают, что именно он пригласил для росписи собора Дионисия. Храм сочетает черты ростовской и раннемосковской архитектуры и является предшественником Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря. Крестово-купольный, 3-апсидный одноглавый собор на подклете отличается стройными пропорциями и деталями, типичными для церквей Белозерья: двуглавие, завершение последовательно уменьшающимися кокошниками в 3 яруса (скрыты 4-скатной кровлей в 1794–1797), широкие орнаментальные пояса в верхних частях стен. Казенная палата в Ферапонтове (1-я пол. XVI в.) – древнейшая из сохранившихся на севере каменных гражданских построек. В 1997 г. Ферапонтов и Кириллов Белозерский монастыри включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник текста и фото

Место на карте

Рубрики:  Вологда
История
Православие
Соседние регионы
География
Музеи
Архитектура, археология
Туристические маршруты
Метки:  

Nataiv   обратиться по имени Четверг, 08 Мая 2008 г. 03:11 (ссылка)
Был снова в этом мест по пути на Осудареву дорогу. Жалко вторую, более новую, церькву :(
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку